Progorod logo

Тайны съёмок культовой комедии «Иван Васильевич меняет профессию»

6 января 12:00Возрастное ограничение0+

Трудно представить, но легендарной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в этом году исполняется 52 года. На момент выхода она стала лидером проката: тогда в СССР её посмотрели более 60 миллионов зрителей. И сегодня мы с удовольствием возвращаемся к этому фильму, каждый раз открывая в нём новые смыслы.

Мы решили поделиться с вами самыми яркими фактами о съёмках этой культовой кинокартины.

Интересные факты о фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

Фильм был снят по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», написанной в 1936 году для театра. Однако зрители так и не увидели её постановку на сцене. Члены ЦК ВКП(б) запретили показ спектакля на генеральной репетиции в Театре Сатиры. Произведение было опубликовано только в 1965 году, а в 1972-м Леонид Гайдай начал съёмки комедии. Во время работы над фильмом режиссёр получил предложение от Эльдара Рязанова — заменить его на посту режиссёра советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Но отказался. Сценарий фильма изначально предназначался для Юрия Никулина. Гайдай хотел отдать ему главную роль. Но актёр, узнав, что картина будет сниматься по мотивам некогда запрещённой пьесы Михаила Булгакова, ответил решительным отказом, аргументируя это тем, что советская цензура ни за что не допустит картину к показу. Мало кто знает, что роль Жоржа Милославского могла достаться Андрею Миронову. Однако художественный совет посчитал его слишком утончённым для этого героя. Все помнят эпизод, в котором Жорж Милославский звонит из телефонной будки на работу Шпаку. Леониду Куравлёву никак не удавалось сымитировать женский голос. Тогда на помощь пришла Наталья Кустинская, которая озвучила эту часть текста. «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» — так должна была звучать фраза, которую произносит Леонид Куравлёв. Однако актёр решил сымпровизировать и добавил к ней: «Если, конечно, они у вас есть». Художественный совет порекомендовал сократить сцену погони милиции за Жоржем Милославским, так что в оригинальной версии фильма зритель так и не узнает, чем она закончилась. Но в 12-минутной короткометражке «Чёрные перчатки», стилизованной под немое кино и полностью посвящённой похождениям Милославского, выяснилось, что скрыться от советской милиции вору-рецидивисту всё-таки не удалось. Режиссёр принёс из дома настоящую экзотику по тем временам — ручку с изображением обнажённой женщины. Её Милославский украл у Шпака, а затем подарил шведскому послу. Однако по решению художественного совета крупным планом эту картинку зрители так и не увидели. В сцене, где Владимир Этуш жалуется на грабителей, голос актёра немного дрожит. Многие думают, что это связано с его возмущением действиями грабителей. Однако Этуш признавался, что просто-напросто опасался того, что овчарка, которой он всё это рассказывает, может на него наброситься. Из-за нападок цензуры некоторые моменты в фильме пришлось переделать или вовсе убрать. Так, например, художественный совет распорядился удалить эпизод, в котором Иван Васильевич жарит котлеты. Чиновники посчитали, что это придаёт царю легкомысленный облик. Изначально планировалось, что на вопрос милиции «Место жительства?» царь ответит: «Москва, Кремль». Однако цензоры порекомендовали заменить на неопределённое «В палатах». Леонид Гайдай хотел, чтобы вся еда на царском столе была настоящей. В бюджете не хватало средств на её закупку, поэтому режиссёр из собственного кармана выделил около 200 рублей. Правда, после окончания съёмок выяснилось, что кто-то оставил на столе бутылку «Боржоми», и эпизод пришлось переснимать. На самом деле в кадре была икра из кабачков. Кстати, некоторые историки утверждают, что это лакомство, как и сами баклажаны, в то время не было известно на Руси. Когда лжецарь усаживается на трон, Жорж Милославский вручает ему скипетр и державу. Однако эти атрибуты власти появились уже после кончины Ивана Грозного. Царица Марфа Васильевна в исполнении Нины Масловой практически во всех сценах смотрит в пол. Дело в том, что за несколько дней до съёмок актриса пострадала в потасовке на вечеринке и получила синяк под глазом. Гримеры тщательно его заретушировали, но Маслова продолжала «скрывать улики», опуская глаза в пол. Этот приём только добавил очаровательности нежному образу. Создание «машины времени» поручили одному конструкторскому бюро. Однако макет получился настолько громоздким, что зрители не поверили бы, что ее собрал инженер-одиночка. Тогда соорудить конструкцию предложили скульптору Вячеславу Почечуеву, который на тот момент в кинематографическом мире был известен как художник-скульптор, работавший на съемках «Руслана и Людмилы». За изготовление устройства он получил гонорар ₽ 40 и справку из бухгалтерии: «Деньги выданы за изобретение машины времени» (без кавычек). Известно, что практически в каждой работе Леонида Гайдая можно увидеть его супругу Нину Гребешкову. Но только не здесь. Несмотря на долгие уговоры мужа, актриса отказалась от участия в фильме. Однако в этой картине из уст Натальи Селезневой звучит фраза «Так и тянет устроить скандал» авторства Нины Гребешковой. Как-то супруга режиссера пыталась начать серьезный разговор с ним, но он разворачивался и уходил. Тогда и родилась эта фраза, которую Леонид Иович включил в фильм. Внимательные зрители заметили, что черная кошка сопровождает практически все фильмы Леонида Гайдая. Картина «Иван Васильевич меняет профессию» не стала исключением. Режиссер полагал, что ее присутствие в кадре автоматически программирует его детище на успех. Во время съемок Наталья Крачковская тяжело заболела. После полного выздоровления она вернулась к работе, однако Леонид Гайдай, увидев актрису, воскликнул: «Наташа, это невозможно смонтировать! В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла — в другой. Срочно поправляйся! Диета такая: с утра — манная каша со взбитыми сливками, в обед — макароны с сыром, на ужин — оладьи с медом. Через неделю вернешься». Рекомендации режиссера актрисой были соблюдены. В фильме планировался эпизод с перелезанием Натальи Крачковской с одного балкона на другой. Актриса боялась высоты, однако Леонид Иович успокоил ее тем, что внизу для страховки будет подвешена люлька с людьми. Уже выполняя трюк, артистка посмотрела вниз и поняла, что никакой люльки нет, и чуть не сорвалась вниз. Данный эпизод не вошел в картину. А композиция «Поговори хоть ты со мной...», звучащая из магнитофона, на который случайно присаживается Иван Васильевич, была записана Владимиром Высоцким специально для этого фильма. Изначально предполагалось, что песню «Звенит январская вьюга» будет петь София Ротару. Но ее проникновенная манера исполнения не подошла комедийному фильму. Так что Наталья Селезнева «спела» голосом Нины Бродской. В Венгрии советскую комедию знают под оригинальным названием «Привет! Я царь Иван». Скорее всего, так венгры перевели фразу «Очень приятно! Царь».
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: