Progorod logo

Крупный проект Путина на грани краха?

15 апреля 2021Возрастное ограничение0+

Что сейчас происходит на предприятии, за которым стоит "Роснефть", «Роснефтегаз» и «Газпромбанк»

В начале апреля ряд интернет-ресурсов, включая сайты и социальные сети, практически залпом выдали информацию о том, что на одной из крупнейших судоверфей страны «Звезда», что в Приморском крае, дела идут из рук вон плохо. Такое дело иногда случается на самых разных предприятиях, но все дело в том, что «Звезду» принято называть предприятием, как у нас принято называть, президентского внимания. А значит такая ситуация, если она происходит, автоматически попадает в разряд как минимум крупных скандалов.

Уникальный во всех смыслах

Вначале немного о судостроительном комплексе «Звезда». Это уникальный проект не только в рамках Дальнего Востока и даже России, но и мира. Появлению подобного специализированного промышленного монстра сначала сильно противились судостроительные монстры с мировым именем из Южной Кореи, Китая, Японии. Они вполне успешно осваивали миллиарды долларов, которые им исправно выделяли на строительство танкеров и других крупных судов российские корпорации. Поэтому особого желания принять в свои ряды очевидного конкурента у них не было никакого. Интриги и попытки утопить с помощью лоббистов в российском бизнесе и власти проект монстра ни к чему не привели. России, которая одну за одной запускала судостроительные программы, крайне нуждалась в своих мощностях. И, конечно, спасибо французам, которые на примере вертолетоносцев типа «Мистраль» показали, куда может отправиться Россия со своими планами и программами по одному щелчку из Вашингтона.

Потом корейские и китайские судостроители пытались войти в проект своими капиталами, а заодно привязать россиян к своим технологиям. Насколько известно Россия не стала отказываться от иностранного опыта, однако существенно ограничила сроки локализации производства.

Проект изначально имел стратегическое значение. Именно здесь планировалось строительство десятков как судов-газовозов, так и нефтяных танкеров усиленного класса, которые нужны для перевозки по Севморпути а Азиатско-Тихоокеанский регион продукции компаний «Газпром», «Роснефть», «НОВАТЭК» и ряда других.

В итоге было принято решение создать на Дальнем Востоке в Большом Камне мощную судостроительную корпорацию. Сказано – сделано. За строительство взялся консорциумом в составе АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Начало строительству комплекса было положено в 2009 году.

В итоге в 2015 году в стране была запущена первая в России верфь крупнотоннажного судостроения. В торжественной церемонии открытия принимал участие сам президент РФ Владимир Путин.

Но номенклатура будущей продукции газовозами и нефтетанкерами не ограничивается. На «Звезде» можно будет строить и не такое. В частности, уже решено, что именно здесь будут строиться самые мощные в мире ледоколы класса «Лидер». Периодически всплывают слухи о возможности строительства на Дальнем Востоке крупных военных кораблей. В частности, авианосцев. Правда, эту информацию руководство «Звезды» раз за разом опровергает.

Суда выходят как горячие пирожки

Предприятие уже активно работает.

Так в апреле же «Звезда» приступила к строительству третьего танкера-газовоза СПГ ледового класса ARC 7. Первая деталь будущего судна была вырезана в блоке корпусных производств на высокотехнологичном плазменном станке. Производство судов такого типа на российских верфях является уникальным событием и одним из приоритетных направлений производственной программы судоверфи «Звезда».

«Звезда» и компании Группы ВЭБ.РФ заключили контракты на строительство 15 судов-газовозов, предназначенных для транспортировки сжиженного газа в сложных ледовых условиях Северного морского пути.

В апреле же на «Звезде» состоялась закладка очередного «зелёного» танкера типа «Афрамакс». Это - седьмое судно в серии из 12 танкеров в портфеле заказов ССК «Звезда». Контракт на строительство танкера был заключен ССК в 2017 году с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» и АО «Роснефтефлот» – профильным дочерним обществом НК «Роснефть». Головное судно серии после успешного спуска на воду и прохождения ходовых испытаний было передано заказчику в декабре 2020 года.

Также недавно на «Звезде» состоялась закладка первого танкера-продуктовоза типа MR. Это головное судно в серии из трех судов, которые уже строятся на ССК «Звезда» в рамках контракта c «СКФ Атлантик» - дочерней компании «Совкомфлот».

Заметим, что все это суда усиленного ледового класса.

Месть среди танкеров

И вот на фоне этого в начале апреля появилась информация о том, сотрудники судоверфи президентского внимания жалуются на невыплаты заработной платы. Более того, обещания с предоставлением жилья руководство комплекса интерпретировало по своему.

Цитируем: «Собственником предоставленных квартир является ССК «Звезда», и предприятие сдаёт их рабочим по завышенным ценам от 30-35 тысяч в месяц. К тому же заставляет их платить за его обслуживание. Бухгалтерия сразу минусует деньги из заработной платы за проживание и коммуналку.

Переехавшие в Приморский край специалисты с семьями издалека в надежде заработать, по факту не получили никаких привилегий и соцподдержки. В связи с чем высококвалифицированных специалистов на заводе поубавилось».

В сетях также появился соответствующий видеоролик, снятый, якобы, сотрудником предприятия.

Как прокомментировали в компании, судостроительный комплекс «Звезда» продолжает работать в штатном режиме. Информация о забастовках сотрудников предприятия не соответствует действительности.

ССК работает в поте лица

В пресс-релизе «Звезды» говорится, что «один из участников видеоролика, Д. Михтиев, действительно являлся работником стапельного цеха «Звезды», но был уволен из-за систематических нарушений трудовой дисциплины, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации».

При этом эксперты обратили внимание на то, что тексты всех публикаций и видеосюжетов дублируют одну и ту же информацию.

В пресс-релизе также сообщается, что в настоящее время большинство сотрудников производственных рабочих цехов находятся на повременной системе оплаты труда. К концу 2021 г. запланирован полный переход на сдельную оплату труда. Такое решение в ССК «Звезда» было принято в рамках совершенствования программы мотивации и позволит выплачивать более высокие зарплаты самым эффективным работникам.

И далее. Пока в пилотном режиме по сдельной системе оплаты труда работают три вахтовые бригады – 35 вахтовых рабочих стапельного цеха. При этом, как отмечают в компании, судоверфь выполняет все обязательства перед сотрудниками в полном объеме и своевременно выплачивает заработную плату, согласно срокам, установленным в договоре.

Согласно данным сервиса поиска работы U-job, уровень заработной платы на ССК «Звезда» в несколько раз выше среднего заработка по Приморью, который составляет 45 тыс. руб. Зарплата рабочего судоверфи в рамках повременной системы оплаты достигает 110 тыс. руб., а новая система оплаты труда позволит увеличивать эту ставку в зависимости от результатов работы.

Теперь что касается жилья. На предприятии сообщили, что для сотрудников действуют льготные условия аренды жилья. Стоимость однокомнатной квартиры площадью в 33 кв. м составляет всего 6177 руб. в месяц, трехкомнатной – 13 103 руб. По данным портала Avito, средняя стоимость аренды трехкомнатной квартиры в городе Большой Камень Приморского края, где расположено предприятие, начинается от 35 тыс. руб.

Кстати, в настоящее время на предприятии трудятся более 4 тыс. человек. Однако верфь продолжает наращивать кадровый потенциал, реализуя масштабную программу поиска и трудоустройства новых сотрудников. Также судоверфь регулярно привлекает перспективные молодые кадры в рамках налаженного сотрудничества со средними и высшими образовательными учреждениями. Планируется, что к концу 2021 г. число сотрудников предприятия вырастет до 5,5 тыс. человек. По окончании строительства ССК «Звезда» даст региону 7,5 тыс. дополнительных рабочих мест.

Таким образом, факты в «жаренном» ролике и таких же постах в соцсетях о «Звезде» и взгляд на ситуацию со стороны руководства ССК радикально разнятся. В первом случае это почти истошные крики в стиле «Шеф, всё пропало!», а во втором описывается достаточно успешная работа огромного современного предприятия, подобные которому есть в считанных странах мира. Возможно, если эта история не откровенный фейк, истина где-то посередине. «Звезда» действительно работает, но и проблем у предприятия хватает. За них-то и попытались зацепиться создатели «сенсации». Причем, время выбрано очень специфичное – на носу выборы в Госдуму, которые слишком много значат для страны.

Вполне возможно, что удар по любимому детищу Путина имеет цель показать, что даже под таким покровительством крупную компанию откровенно лихорадит. А то и вовсе она вот-вот накроется. А значит власть у нас никуда не годится, как и ее главная политическая база – «Единая Россия», которой на ближайших выборах позарез нужно сохранить контроль над главным законодательным органом страны. Тут, конечно, есть к чему прицепиться. Именно эта партия уже много лет генерирует и принимает законы, которые должны стимулировать приток на Дальний Восток квалифицированных кадров. В том числе и на такие мегапроекты, как «Звезда». Что происходит в реальности, вам скажет любой дальневосточник – на сотню-другую специалистов или потенциально перспективных работников приходятся десятки тысяч тех, кто уезжает из региона. И таких все больше. Оно и понятно: безумные цены, зарплаты в три раза ниже, чем в Москве, недоразвитая инфраструктура и культура, давно остановленные и уже проржавевшие социальные лифты для молодежи и пр. Так что «Звезда», как один из любимых проектов Путина, просто мог стать тем местом, ударив по которому, можно сделать больно всей вертикали власти.

Перейти на полную версию страницы