8 сентября 2022, 07:00
2022-09-08T07:00:00+10:00 2022-09-08T07:00:00+10:00

Эксперты Центробанка дали советы, как не попасться на удочку мошенников

Россияне продолжают активно попадать в нехорошие истории

Pensnews.ru уже много раз писал об уловках телефонных мошенников. Но, даже владея всей информацией о «разводе по телефону», люди снова и снова диктуют данные своей карты «работнику банка» на том конце провода.

В частности, последний всплеск активности аферистов в стране был отмечен весной этого года. Как самому не оказаться в числе таких «счастливчиков», и что планирует предпринять регулятор в борьбе с мошенниками?

В этом материале вместе со специалистами Дальневосточного ГУ Банка России постарались собрать самые популярные схемы работы аферистов.

Спецсчета - выдумка

Как не странно, особым успехом у мошенников до сих пор пользуется история со «службой безопасности банка». Жертве сообщают о несанкционированной операции по счету или попытке входа в интернет-банк и, о чудо, тут же предлагают решение – открыть резервный счет для защиты сбережений. Специалисты Банка России в который уже раз уверяют: таких счетов не существует!

Преступники под предлогом верификации личности попросят вас назвать номер, срок действия карты и три цифры с обратной стороны. И даже если клиент банка знает, что эти данные нельзя никому сообщать, мошенники постараются убедить, что на сотрудников банка это правило не распространяется.

Чтобы клиент не сорвался, ему могут пообещать прислать СМС об открытии «резервного счета». И точно - СМС с номера банка, откуда человек получает отчеты о платежах и зачислении зарплаты, приходит на телефон: современные возможности IP-телефонии позволяют подделывать номера. Доверительная интонация и подкупающая забота о клиенте усыпляют бдительность, и человек уже диктует необходимые реквизиты и отправляет код из СМС в обратном сообщении.

- В действительности единственное, что может уточнить сотрудник банка, это номер и срок действия карты, но он никогда не попросит сообщить ПИН-код, CVC/CVV-код с обратной стороны карты или коды из PUSH-уведомлений и СМС-сообщений. Только мошенники просят такие данные! Обнародование этой информации является нарушением правил безопасного использования банковских карт, поэтому банк вправе отказать клиенту в возмещении потери, - рассказал начальник Отдела информационной безопасности Дальневосточного ГУ Банка России Алексей Каракиян.

Мошенники могут и не задавать вопросов о конфиденциальных данных. Вместо этого аферисты настаивают на том, что для безопасности сбережений нужно их снять и перевести на мифический «резервный счет» через мобильный или онлайн-банк или даже через банкомат. Если клиент банка сам отправит деньги на неизвестный счет, вернуть их тоже будет невозможно, как и в случае, когда он называет посторонним секретные данные карты.

Все действия, которые вы совершаете самостоятельно – это ваша ответственность, поэтому возмещать ущерб банк будет не обязан.

Сайтов проверки карт не существует

Мошенники обращают в свою пользу информационную войну, которую объявили им СМИ. На фоне новостей о росте числа финансовых преступлений они рассылают клиентам банков электронные письма со ссылками на ресурсы, якобы проверяющими утечки данных платежных карт. Мол, узнайте, не попали ли эти сведения в руки третьих лиц. Таким нехитрым образом человек по доброй воле доверяет личные данные этим самым «третьим лицам», хотя сайтов, на которых можно отследить эту «утечку», просто нет.

- Никогда не вводите данные своего счета или карты на сомнительных сайтах, не переходите по ссылкам из подозрительных электронных писем или СМС-сообщений и не отправляйте ответные СМС, — предупреждает Алексей Каракиян.

ЦБ не звонит гражданам

Еще одна преступная схема начинается с того, что мошенник представляется сотрудником кредитной организации и сообщает: «В банк пришла заявка на смену номера телефона, к которому привязан личный кабинет». Если вы отвечаете, что никакие заявки не отправляли, вам скажут: «Значит, это сделали мошенники», после чего обязательно свяжут вас с уже знакомой нам «службой безопасности».

У жертвы постараются выяснить всю личную информацию, а если сделать это не удастся, злоумышленники подключат псевдосотрудников прокуратуры или следственного комитета. Так одна из потенциальных жертв аферистов рассказывала, что ей звонил сам «заместитель председателя правления по особо важным делам и вопросам безопасности ЦБ РФ». Мы проверили: такой должности на сайте Центрального банка нет. Однако не все в такой ситуации сразу же пойдут в интернет.

В ход, кстати, идут не только несуществующие должности, но и поддельные документы с логотипом и печатью Банка России. Афера нередко проходит под флером «сверхсекретной операции» по поимке преступников, которые работают в банке, обслуживающем клиента. За разглашение ее подробностей мошенники грозят уголовной ответственностью, а за отказ выполнить инструкцию — штрафом.

- На самом деле, работники Центрального банка лишь отвечают на обращения граждан, но сами никогда не звонят клиентам банков, поскольку Банк России не работает с физическими лицами, — пояснил Алексей Каракиян.

Мошенники добрались до кэшбека

А вот это - совсем свежая афера нового уровня. Связана она с программами вознаграждения за покупки по картам, предупредил информационно-просветительский ресурс Банка России fincult.info. Аферисты обзванивают клиентов банков и предлагают им конвертировать в рубли накопившиеся бонусы. Чтобы оформить зачисление денег на карту, они просят назвать ее реквизиты и код подтверждения из СМС, а затем списывают деньги у доверчивых граждан.

Напомним, в прошлом году, когда правительство пообещало единовременные выплаты родителям школьников, мошенники предлагали начислять дополнительные бонусы к субсидии, если человек оставит данные карты на поддельной странице промоакции, которую якобы проводит банк.

Перед этим некоторые банки действительно запустили похожий рекламный ход, но для получения бонусов не нужно было нигде дополнительно вводить свои данные. Они зачислялись автоматически, как только на счет клиента поступало пособие.

Вывод из этого один: если вам делают заманчивое предложение от имени банка, уточните его условия в самой кредитной организации по телефону горячей линии, в официальном приложении или онлайн-банке.

Если вам, напротив, сообщают тревожную информацию о ваших счетах и просят срочно назвать конфиденциальные данные или перевести деньги, не паникуйте и не выполняйте эти инструкции. Лучше всего сразу положить трубку и обратиться в банк, не перезванивая на определившийся номер. Настоящие сотрудники банка расскажут вам, что делать.

Кстати, у мошенников тоже есть собственный «холодный обзвон». Большинству из нас на телефон поступали звонки с незнакомых номеров, после ответа на которые вызов или сбрасывали, или просто молчали в трубку. Не перезванивайте на этот номер, а еще лучше – сразу отправляйте его в «черный список». Таким простым способом преступники проверяют, кто из клиентов отвечает на неизвестные вызовы, готов перезвонить и общаться.

Важно также предупредить своих родных о том, что нельзя соглашаться ни на какие финансовые предложения, не обсудив их с близкими. В денежных вопросах нельзя торопиться, всегда нужно брать время на размышления.

Ранее мы писали мошенники стали предъявлять документы реальных сотрудников банков.

Читайте новости Pensnews и обсуждайте в Telegram
Вступить в группу

Новости партнёров