6 октября 2022, 14:00
2022-10-06T14:00:00+10:00 2022-10-06T14:00:00+10:00

Центробанк нашел способ защитить карты россиян от мошенников

Россиянам предлагается самим устанавливать лимиты на переводы денег

С 1 октября клиенты российских банков могут самостоятельно устанавливать запрет на переводы или выдачу онлайн-кредитов со своих счетов, пишет Pensnews.ru.

Также граждане вправе установить максимальную сумму одной операции или лимит денежных транзакций на определенное время – например, на сутки или на месяц. Такую возможность банки обязаны предоставить всем клиентам. Соответствующий документ Банка России, ограничивающий онлайн-операции, был подписан и зарегистрирован в Министерстве юстиции России в июне 2022 года.

Об этих нововведениях рассказал директор Департамента информационной безопасности Дальневосточного главного управления Банка России Вадим Уваров на брифинге с представителями СМИ.

В частности, по словам финансиста, эти ограничительные меры помогут избежать хищения денежных средств со счетов клиентов банков, которые в последнее время участились.

СПРАВКА PENSNEWS.RU: К примеру, в 2021 году количество и объем операций без согласия клиентов, с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, возросло на 33,8 и соответственно 38,8 процентов в сравнении с 2020 годом. Но в этом году, после 1 октября, если клиент установит запрет на онлайн-операции со своим банковским счетом, то мошенникам не удастся его опустошить. Как бы они не старались.

Вадим Уваров:

«Для ограничения полного снятия денег со своего счета либо в пределах определенной суммы, клиенту надо собственноручно написать соответствующее заявление в свой банк. И, если у гражданина есть счета в нескольких банках, то необходимо написать заявление в каждом из них. При этом отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций можно в любое время. Кроме того, банки обязаны проводить идентификацию всех устройств, которые клиенты используют для онлайн-операций. В том числе, к смартфонам, планшетам и компьютерам. Банкам также придется подтверждать телефонные номера и адреса электронной почты своих клиентов».

По словам госфинансиста, основной инструмент злоумышленников для хищения средств – это приемы и методы социальной инженерии. Когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение.

СПРАВКА PENSNEWS.RU: Согласно данным Банка России, в 2021 году мошенники с помощью денежных переводов украли у банковских клиентов 13,5 млрд рублей. Средняя сумма одного хищения без согласия клиентов, совершенного с использованием приемов и методов социальной инженерии, составила по счетам физических лиц 11,8 тысяч рублей, по счетам юридических лиц – 349,6 тысяч рублей. При этом кредитным организациям вернули всего 920,5 млн рублей, то есть, 6,8 процентов от всей похищенной суммы. Кроме того, уровень возврата похищенных средств снижается на фоне роста объема хищений. Так, если в 20219 году банки вернули клиентам 14,6 процентов, то в 2020-м только 11,3 процентов.

Чтобы активизировать и увеличить КПД от борьбы с мошенниками, Банк России предложил внести поправки в действующий в 161-ФЗ закон «О национальной платежной системе». В том числе предложения по информационному обмену с МВД. Эта инициатива уже оформлена в законопроект и принята в первом чтении Государственной Думой РФ 15 июля текущего года.

Вадим Уваров:

«Мы считаем особенно важным поддержать меры, направленные на повышение скорости и эффективности расследования уголовных дел по эпизодам указанного типа мошенничества. Сегодня правоохранительные органы тратят много времени на получение от кредитных организаций информации о счетах, через которые мошенники выводили похищенные денежные средства. Для решения этой проблемы разработаны предложения по организации на базе финЦерта Банка России «единого окна» по оперативному взаимодействию, фактически в онлайн-режиме, взаимодействию с МВД России. Предусматривается включение МВД в перечень участников информационного обмена с Банком России для получения информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиентов, по возбужденным уголовным делам или по материалам органов дознания. Информационный обмен с МВД будет осуществляться на основе двусторонних соглашений, которые определят форму и порядок взаимодействия. Разумеется, с соблюдением требований законодательства о банковской тайне».

Практика показала, что в последнее время злоумышленники представляются не только «сотрудниками» Центрального банка, но для убедительности даже присылают человеку в мессенджер или на электронную почту фальшивые документы с логотипом и печатью Банка России. Со стороны это выглядит очень правдоподобно.

Но, как отметил Уваров, «Банк России по своей инициативе не направляет гражданам письма, не звонит и не рассылает сообщения, и не занимается обслуживанием счетов физических лиц».

Вадим Уваров:

«В прошлые годы злоумышленники применяли схемы, которые так или иначе основывались на тревожной информации, например, связанной с коронавирусом. Сейчас их тактика не изменилась. В основе мошеннических легенд и сценариев все та же негативная информация, актуальная в текущей ситуации. В любом случае, кем бы не представлялся звонящий — сотрудником банка, прокураторы, полиции, никогда и никому не сообщайте личные данные, а также номер своей банковской карты, трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. Если вы сомневаетесь, то позвоните в банк по номеру, который указан на оборотной стороне карты или на сайте кредитной организации. Следуйте этим простым правилам, и ваши деньги будут в безопасности».

В случае, когда гражданин попался на удочку мошенников, Банк России в своих поправках в 161-ФЗ закон «О национальной платежной системе» предлагает предусмотреть «период охлаждения». Это когда банк, где находятся деньги обманутого клиента, не будет в течение двух рабочих дней осуществлять перевод денежных средств по явно мошеннической операции. За это время клиент поймет, что совершал действия под влиянием злоумышленников.

Чтобы обезопасить свои деньги на банковском счете, а также переводы, прежде всего, будьте бдительными. И перепроверяйте информацию, которую вам пытаются внушить злоумышленники, выспрашивая личные и финансовые данные. Для дополнительной и гарантированной защиты от мошенников установите в банке ограничение на онлайн-переводы или лимит на определенную сумму перевода. О чем мы уже рассказывали. И, как уверяет социальная реклама, тогда можете спасть спокойно.

Ранее мы писали о том, что мошенники придумали несколько способов, как заработать на мобилизации.

Читайте новости Pensnews и обсуждайте в Telegram
Вступить в группу

Новости партнёров