12 мая 2021, 12:04
2021-05-12T12:04:02+10:00 2021-05-12T12:04:02+10:00

Телефонное мошенничество: "Меня словно обухом по голове ударило. Что я делаю?.."

Читатели Pensnews поделились своими историями о знакомстве с мошенниками
Фото "Рошаль.Новости".

Как сообщил замначальника департамента информбезопасности Банка России Артем Сычев, ЦБР сейчас разрабатывает законопроект, который позволит банкам блокировать переведенную на счет кибермошенников или посредников сумму денег после обращения пострадавшего, сообщает Pensnews.ru.

«Мы хотим, чтобы по этой части была отдельная ускоренная судебная процедура. То есть деньги бы оперативно замораживались на счете, а потом их конечная судьба решалась бы в ускоренном судебном порядке», - пояснил Сычев.

В 50% случаев мошенники снимают похищенные средства в течение часа после перевода, в 47% - в течение двух-трех часов и только в 3% - в течение суток. Зачастую кибермошенники используют цепочку переводов, а в качестве первого получателя указывают подставное лицо (дропа). При этом сейчас банки не имеют правовых оснований блокировать зачисленные на счет мошенников средства и не могут отказать в выдаче средств.

Между тем, как сообщает МВД, основным и наиболее опасным способом мошенничества является хищение средств с банковских счетов путем направления в банки распоряжений о перечислении денег на счета, подконтрольные преступникам.

Также злоумышленники часто звонят потенциальным жертвам, выманивают у них конфиденциальную информацию, а затем тайно проникают в систему дистанционного банковского обслуживания и похищают хранившиеся там деньги.

Увы, мошенникам вольно или невольно часто помогают сами банки. Если не брать откровенно криминальные случаи, когда сотрудники банков целенаправленно действуют в сговоре с мошенниками, то одной из наиболее распространенных схем «работы» мошенников является использование ими персональных данных клиентов банков. Вопрос только в том, откуда эти базы берутся у мошенников. Банкиры уверяют, что виноват пресловутый человеческий фактор. Дескать, молодой сотрудник случайно скачал базу на флэш-карту и случайно оставил ее в метро…

На днях так на «рынке» оказалась база 84 тысяч клиентов одного из крупнейших банков страны. Надо сказать, что не первый раз за истекший год. Так нмера телефонов, фамилии, адреса и прочая информация, которую россияне доверяют банкирам.

Так что, ждите звонков от «служб безопасности банка», и «старших следователей МВД по расследованию карточных мошенничеств», выманивающих данные о банковских картах.

Штраф за подобную халатность при хранении персональных данных составляет всего лишь 150 тысяч рублей, но даже такой мерой ЦБ никогда не пользуется.

Кибермошенничество - дело весьма выгодное, только в 2020 году телефонные мошенники, обладая минимальной информацией о клиенте, похитили почти 150 млрд рублей, а за период пандемии число мошеннических звонков выросло в 3 раза. В среднем каждая жертва теряет от 27 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. Ворованные деньги обычно проходят несколько карт и электронных кошельков, после чего мошенники снимают наличные в банкоматах, так что найти виновных почти невозможно.

Возможно ускоренная блокировка украденных денег хоть как-то будет помогать пострадавшим. Хотя зная, что кибермошенники всегда действуют на опережение, вряд ли Центробанку удастся переиграть их и на этот раз.

Также в России сейчас разрабатывают новые правила, согласно которым судебные дела о возврате украденных средств решались судами в ускоренном порядке. Правда, юристы скептически относятся к таким планам. «Ускоренное» правосудие явно будет противоречить всем канонам юриспруденции, которые официально действуют в стране.

Своими печальными воспоминаниями о краже денег с карты делится читатель Pensnews.ru из Волгограда Валерий П.:

«Я пенсионер и много раз слышал о мошенниках. А мои взрослые уже дети много раз говорили об этом и предупреждали, чтобы я в случае звонков из банка сначала перезванивал им. Я бывший военный, еще работаю, чувствую себя превосходно. Но когда мне позвонили из службы безопасности банка, я просто не сообразил, что это мошенники. До сих пор не могу понять, что со мной произошло. Человек говорил спокойным ровным голосом, давал четкие указания. Так обычно звонят из банков, когда предлагают кредитные продукты. Я назвал все сведения, какие у меня просили. Я даже не поленился к банкомату сходить за три квартала от меня. Человек даже спасибо сказал. Но спустя пару часов деньги с карты ушли в неизвестном направлении. Я пожаловался в банк, но там развели руками – сам виноват. Примерно тоже самое мне сказали в полиции, там просто отсоветовали писать заявление, так как, сказали, что таких как я у них уже сотни и еще ни один не вернул ни копейки. Короче, военную пенсию за месяц я потерял безвозвратно».

А пенсионерке Татьяне К. из Якутска буквально чудом удалось отбится от атаки кибермошенника. Ей он представился "следователем МВД":

"Мне вечером позвонили, якобы, из полиции и сообщили, что экстренно расследуют дело о краже денег со счетов в банке. Вроде как одна работница банка в моем регионе воровала деньги, переводя их со счетов клиентов банка на карты мошенников. Я как раз собиралась переезжать в другой регион и у меня в банках было несколько счетов с крупными суммами, поэтому у меня сразу буквально отключился мозг. Я была буквально в шоке. "Следователь" меня успокоил и попросил дать ему сведения о счетах, чтобы он перепроверил, пропали ли мои деньги. Я, естественно, почти рыдая начала перечислять все свои накопления. Тогда следователь заявил, что мне повезло и все деньги целы. Но он мне советует перевести их на специальный счет, который позволит избежать краж, пока они разбираются в ситуации. Я начала записывать этот "спасительный" счет и тут меня словно обухом по голове ударило. Что я делаю? Какой следователь? Какие счета? Я в ужасе сбросила вызов, а на следующий день поменяла номер и обновила все программы в своем компьютере. А заодно зашла в банки и проверила, на месте ли мои деньги. Их никто не трогал. Но если честно, я живу одна и сейчас вздрагиваю от любого звонка".

Мария П. из Пензы просто быстро отшила охочего до ее денег мошенника:

"Мне однажды позвонил, якобы, следователь из МВД, который почти задыхаясь сообщил, что на мою карту сейчас совершается атака мошенников и они срочно проводят операцию по спасению денег клиентов банка. Скажу откровенно, мы с мужем часто обсуждаем такие случаи, читаем о новым способах обмана людей и всегда держим ухо востро. Поэтому я была готова к такому разговору, знала как вести себя в таких случаях. Хотя даже я испытала не очень приятные чувства. Мало приятного в том, что тебя пытаются обокрасть, согласитесь. Я очень разозлилась и просто издевалась над "следователям". В конце концов он все понял и сбросил вызов. Можно много слов наговорить о том, как вычислить мошенника и как вести себя в такой ситуации. Я бы лично дала один совет: как только в разговоре заходит речь о ваших деньгах, тут же отключайтесь! Это мошенник!"

Получайте новости прямо в WhatsApp
Вступить в группу