4 августа 2023, 08:52
2023-08-04T08:52:33+10:00 2023-08-04T08:52:33+10:00

Ирина Мирошниченко: от Марии Магдалины до предводительницы мафии

Не стало великолепной и неподражаемой актрисы
Фото из соцсетей.
Фото: Фото из соцсетей.

Не стало великолепной Ирины Мирошниченко. Ирина Мирошниченко была госпитализирована в реанимационное отделение инфекционной клинической больницы №1 во вторник, 1 августа 2023 года. Несмотря на усилия медиков, спустя всего два дня артистка покинула этот мир не приходя в сознание. Ей был 81 год, сообщает Pensnews.ru.

Не будем лукавить. Кто-то эту актрису просто обожает и боготворит, а кто-то (в основном женщины) даже телевизор выключает, завидев ее на экране. Говорят, ассоциируют ее роли с кем-то из своего окружения. Очевидно, очень хорошо сыграла…

Тем не менее, факт остается фактом – актриса, певица, педагог и много чего еще Ирина Мирошниченко навсегда вписала свое имя в историю советского и российского искусства.

Она была разной и неоднозначной. Порой казалась достаточно отстраненной и холодной, а порой страстной и чувственной. Яркая личность, с безупречным вкусом, шармом и обаянием. Все ее роли проникновенные и запоминающиеся.

Да и на сцене - она была неподражаема, органична, на своем месте и самое важное - зритель ей верит.

На свет Ира появилась в июле 1942-го года в Алтайском крае, городе Барнауле. На тот момент отец, Петр Вайнштейн (это настоящая фамилия актрисы), находился в чине младший политрук и служил в стрелковом полку. Спустя пары лет жена Екатерина с дочкой вернулись в столицу. В августе 1945-го Петр Исаакович демобилизовался и присоединился к семье. Так семья зажила столичной жизнью. А талантливой от рождения и с великолепной внешностью Ире сам бог велел попробовать себя в «артистках».

С такими великолепными внешними данными и драматическим талантом она с легкостью стала одной из главных актрис советского кинематографа. Но предпочла театральную карьеру, а к киноролям относилась очень выборочно. Сцена помогла ей не замкнуться на амплуа роковой красотки и показать все грани артистического дара.

Мирошниченко - актриса-символ, это понял еще Андрей Тарковский с его прозорливостью и точностью попадания в образ. Он выбрал именно ее на роль Марии Магдалины в «Андрее Рублеве». Короткий эпизод - но завораживающая красота артистки запоминалась зрителю. У героини не было текста, лишь эмоции, которые Мирошниченко отыгрывала так ярко, но в то же время натурально, что все понимали: это новая звезда кино.

Нестандартная голливудская внешность обеспечивала ей роли в приключенческих и детективных фильмах - таких, например, как «Их знали только в лицо». Но бесконечно играть красавиц-разведчиц или спутниц шпионов ей не хотелось. Хотя она идеально вписывалась в образ «девушки Бонда» - неземной, недоступной, чарующей и ослепительной.

Мирошниченко компенсировала риск попадания в типаж чередой разных ролей в МХАТе. На сцене проявился ее талант характерной актрисы. Зритель сперва очаровывался ею, а затем уже она погружала его в режиссерскую задумку.

В кино ей доставались образы еще и роковых женщин - сильных, зловещих, но при этом неотразимых. Например, иностранная шпионка Лидия Флора в «Агенте секретной службы» или королева пиратов мадам Вонг в «Тайнах мадам Вонг». Этот фильм планировался как продолжение знаменитых «Пиратов ХХ века», но Николай Еременко и Талгат Нигматулин отказались повторять ранее сыгранные роли, и Станислав Говорухин переписал сценарий. В итоге получился искрометный боевик со звездным составом. Роль мадам Вонг - фактически статичная, но артистке удалось передать и силу, и властный характер пиратской предводительницы несколькими отточенными фактурными движениями.

А как хороша ее фру Алиса из сказки Леонида Нечаева «Рыжий, честный, влюбленный»! Учительница из лесной школы, черно-бурая лиса, которая явилась в нору родителей лисенка Людвига и сразу устроила форменный переполох. Ну что еще могла сделать самая хитрая лиса в лесу, как не объегорить соплеменников: фру Алиса ворует у родителей Людвига прямо из-под носа ведро с карпиками, предназначенными для ужина. Вроде бы крохотный эпизод, но самый яркий.

Была в карьере Мирошниченко и одна «сквозная», но запоминающаяся роль - Юлия из «Зимней вишни», супруга главного персонажа (Виталий Соломин), который мечется между любовью на стороне и домом. Сперва героиня существовала исключительно в виде голоса из трубки. Но затем режиссер Игорь Масленников решил явить Юлию зрителям, и на эту роль пригласил Мирошниченко. Красавица-героиня знает, что муж выбрал другую, но в силу мягкости характера он никак не может уйти. С одной стороны, жена принимает недвусмысленное положение вещей, а с другой - проявляет строгость в сохранении семейного очага.

Мирошниченко до последних дней продолжала играть в МХТ. Для нее открыт весь спектр классического репертуара: в послужном списке - и Раневская, и Аркадина, и Елена Андреевна из «Дяди Вани». Но при этом она была совершенно не чужда театральным экспериментам. Например, блестяще исполнила роль королевы в оригинальных «Трех мушкетерах» Константина Богомолова. А одной из недавних работ стало участие в иммерсивном спектакле Марины Брусникиной «Театральный роман», который играют не на сцене, а в разных пространствах театра.

Все это великолепие теперь миллионы поклонников актрисы сохранят в своей памяти…

Читайте новости Pensnews и обсуждайте в Telegram
Вступить в группу

Новости партнёров