logo

Работу учителей хотят признать вредной

Работу учителей хотят признать вредной
16.06.2025 в 13:00

Новый законопроект: учителям предложили льготную пенсию за 25 лет стажа

В Государственную думу внесён законопроект, предлагающий приравнять труд школьных учителей к работе на вредном производстве. Это позволит педагогам, отработавшим не менее 25 лет, выходить на пенсию по старости без дополнительных условий, которые сейчас предусмотрены постановлением правительства № 781 от 2002 года.

Что меняется?

Сейчас досрочная пенсия положена только учителям, работающим в специальных учреждениях: школах-интернатах, коррекционных и санаторных школах. Авторы инициативы считают такой подход несправедливым и предлагают учитывать фактический стаж, а не место работы.

Почему это важно?

Педагогическая деятельность связана с высокой нагрузкой – как эмоциональной, так и профессиональной. Признание её вредной (как труд в горячих цехах) дало бы учителям право на более ранний выход на пенсию.

Сомнения экспертов

Несмотря на логичность предложения, его реализация под вопросом. Основные препятствия:

  1. Финансирование

    • Образование финансируется регионами, большинство из которых не могут обеспечить дополнительные пенсионные выплаты.
    • Если учителей признают федеральными служащими, это потребует пересмотра всей системы оплаты труда.
  2. Разрыв в зарплатах

    • Учителя в Москве и крупных городах получают значительно больше, чем в регионах.
    • Выравнивание зарплат потребует либо снижения доходов столичных педагогов, либо резкого увеличения бюджетных расходов – оба варианта маловероятны.

Аналогия с медициной

Ситуация в образовании напоминает проблемы здравоохранения:

  • Врачи в регионах также борются за повышение статуса и доходов.
  • Централизация финансирования упирается в экономические ограничения.

Вывод

Законопроект может улучшить положение учителей, но его принятие зависит от бюджетных возможностей и политической воли. Пока шансы на реализацию невысоки, однако сама инициатива поднимает важный вопрос о справедливой оценке педагогического труда.

Автор: Евгений Юрьев