30 апреля 2024, 10:00
2024-04-30T10:00:16+10:00 2024-04-30T10:00:16+10:00

История пасхальных открыток

Несут ли пасхальные открытки какое-либо значение
https://pixabay.com/
Фото: https://pixabay.com/

Сегодня дарить открытки тем, кого мы любим, является устоявшейся традицией. Их дарят по поводу и без, вручают торжественно и прячут в карманы одежды, чтобы неожиданно порадовать человека или поддержать. Но история открыток тянется далеко из прошлого и таит в себе множество уникальных событий. О том, когда появились пасхальные открытки и какое значение они имеют, рассказал PensNews.

Сегодня доподлинно воспроизвести время создания первых открыток, которые во многом походили на современные, сложно. Некоторые историки утверждают, что письма, предшественники сегодняшних открыток, взяли свое начало еще в Древнем Египте, другие же ученые убеждены, что гравированные карточки пришли к нам из Франции 18 века. Только за рубежом подобное новаторство не прижилось, так как чтение чужих карточек и писем, которые доставлялись в открытом доступе, считалось моветоном, зато в России карточки получили свое общественное одобрение.

«Считается, что одни из самых первых настоящих открыток были выпущены в минимальном тираже именно к празднованию Светлой Пасхи. Как гласят исторические источники, первые отечественные пасхальные открытки появились в 1897 году. Изданием открыток занялось Общество Красного Креста, которые обратились к русскому художнику-иллюстратору Николаю Николаевичу Каразину, с просьбой написать четыре рисунка в преддверии празднования Пасхи. Со временем эти открытки стали очень популярными и пестрили уникальными композиционными основами», - рассказывает историк Екатерина Меринова.

Позже к Николаю Каразину присоединились и другие известные художники. Среди них были Илья Репин, Иван Билибин, Лев Бакст, Борис Кустодиев, Борис Зворыкин, Александр Бенуа.  К тому времени тираж открыток достигал 10 тысяч экземпляров, а все вырученные от продажи открыток средства шли в Фонд помощи Красного Креста.

«По мере развития популярности увеличивалась тематика пасхальных иллюстраций. На открытках размещалась религиозные иллюстрации, цветы, пасхальные яйца, дамские кружевные зонтики и даже нетипичные для России зайцы и цыплята. К началу Первой мировой войны на пасхальных открытках начали размещать агитационные и военные иллюстрации, а после революции на открытках зачастую рисовали красные яйца, как политический символ нового строя», - рассказывает историк.

Но этого было достаточно, чтобы наложить вето на дальнейшее издание и тиражирование пасхальных открыток. После революции власть запретила издавать открытки из-за видимой пропаганды религии, но некоторые церковные типографии продолжали небольшим тиражом выпускать пасхальные открытки, сменив открытые символы религии на более нейтральные: куличи, пасху, праздничные блюда.

«Русским эмигрантам, которые тратили последние сбереженные деньги именно на покупку таких открыток, они были крайне важны и напоминали им о былой Родине и довоенном периоде. Сегодня каких только открыток на различные тематики не существует, но и по сей день они служат символом памяти какого-то значимого, важного события. Открытки несут в себе историю и память, прячут в своих иллюстрациях надежду, веру людей», - говорит Екатерина Меринова.

Читайте новости Pensnews и обсуждайте в Telegram
Вступить в группу

Новости партнёров